Тексты благодарственных молитв по святом причащении, как и кому правильно читать

Причастие – величайшее Таинство и смысл христианства. Другое его название — Евхаристия. Богослужение, на котором свершается Таинство Причастия, называется Литургией. Чтобы стать истинным христианином, нужно участвовать в жизни церкви, стать единым с ней телом. Сделать это возможно посредством причащения, вкушая плоть и кровь Спасителя под видом хлеба и вина. После свершения Евхаристии читаются благодарственные обязательные молитвы по святом причащении.

Важность причастия в православии

Значение причастия для православного человека несравнимо выше любых других церковных обрядов. Это сама суть православия, момент физического единения с Богом. Первую Евхаристию провел сам Иисус Христос для своих учеников во время тайной вечери в Великий Четверг. Он дал им вкусить хлеб и вино, сказав, что это плоть и кровь его, и наказал продолжить эту традицию. Это событие описано в Евангелии. Причащение тела и крови Господней служит напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве. Посредством Евхаристии, Иисус установил Новый Завет на земле, отменив кровавые старозаветные жертвы.



Важно! Нельзя воспринимать Таинство Причастия просто как воспоминание о событии, произошедшем на тайной вечере.

Как нашему физическому телу нужна еда, так нашей душе нужно Причастие. Умом сложно постичь суть данного Таинства, его нужно прочувствовать. Пропустить через душу. Во время причащения тело наше получает под видом хлеба и вина не физическую пищу, а духовную. Человек впускает в себя частичку Бога. Осознает связь между Господом и его творением. Становится на путь духовного спасения.

Чтобы понять важность Причастия, можно провести такую аналогию. Человек во плоти рождается лишь единожды, но, чтобы оставаться живым, на протяжении всей своей жизни должен питать свою плоть пищей. Крещение тоже происходит один раз, а вот причащаться нужно на протяжении всей жизни, чтобы душа не изголодалась и не очерствела.

В православии тело и кровь Господа — это не символизм. Через руки священников, свершающих Евхаристию, сам Бог превращает хлеб и вино в пречистую кровь и плоть свою. И только так, через Причастие, истинный христианин сможет обрести спасение и вечную жизнь. Нужно быть благодарным Господу Богу за такую возможность. Однако тем, кто не верит, что вкушает истинное тело и кровь Господа, лучше не подходить к святой чаше.

святая книга

Тексты и порядок молитв на русском языке

После окончания Литургии для всех читаются благодарственные молитвы по святом причащении. Если по какой-то причине благодарственный молебен не читался или верующий не остался после Причастия, то можно прочесть эти тексты дома. Благодаря Господа за милость его, важно чувствовать умиротворение и спокойствие духа.

Первая

Этой молитвой возносится благодарность Богу за то, что он не отвернулся от людей и позволил причаститься Святыми Дарами его.

«Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но сподобил приобщиться Твоих Святынь. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых небесных Даров Твоих. Но, Владыка-Человеколюбче, умерший за нас и воскресший и даровавший нам эти страшные животворящие Тайны в благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай чтобы они были и мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир моих душевных сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в просветление разума, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и в приобретение Царства Твоего; чтобы, будучи сохраняем ими в чистоте пред Тобою, я всегда поминал милость Твою и жил уже не для себя, а для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, исшедши из здешней жизни в надежде на жизнь Вечную, я приду в место вечного покоя, где не умолкают голоса торжествующих и где бесконечна радость взирающих на несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты — истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает все творение во веки. Аминь».

книга и руки

Вторая, Василия Великого

Святой написал молитву, чтобы возблагодарить Господа за все дары его. За то, что наделил непоколебимой верой, очистил душу и позволил прикоснуться к Великим Таинствам церковным.

«Владыка, Христе Боже, Царь веков и Создатель всего мира! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне, и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таин. И вот я молю Тебя, милостивый и Человеколюбец: сохрани меня под защитою Твоею в тени крыльев Твоих, и дай мне с чистою совестью до последнего моего вздоха достойно причащаться Святынь Твоих в оставление грехов и жизнь вечную. Ибо Ты — Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ. И Тебе мы воссылаем славу, с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Третья, Симеона Метафраста

Третьей читается молитва Симеона Метафраста. В ней Бог представляется в виде огня, который сжигает недостойных. Этой молитвой христиане обращаются к Господу с просьбой спалить все греховное, что есть в их душе.

«Господи, добровольно давший мне в пищу плоть Твою, Ты — огонь, сжигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой! Но пройди в члены тела моего, во все составы, во внутренности, в сердце, и попали терние всех грехов моих. Душу очисти, мысли освяти, укрепи меня в моей деятельности, просвети мои чувства, всего меня пропитай страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй, береги меня, от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай, устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Сделай меня Твоим храмом единого Духа и уже не жилищем греха, чтобы после принятия Причащения всякий злодей, всякая страсть бежали от меня, как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя я представляю Тебе всех святых, начальников бесплотных Сил, Предтечу Твоего, премудрых Апостолов и, сверх их — Твою непорочную, пречистую Матерь. Их молитвы, милосердый Христе мой, прими и сделай раба Твоего сыном света. Ибо Ты, Милостивый, — Един есть освящение и осияние душ наших. И Тебе, как подобает Богу и Владыке, мы все славу воссылаем каждый день».

причастие ребенка

Четвертая

Сия молитва очень краткая, но наделена глубочайшим смыслом. Цель любого истинного христианина — вечная жизнь. Именно об этом просят верующие словами молитвы. А также – проявить милость свою в Судный День.

«Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет мне в жизнь вечную, и драгоценная Кровь Твоя во оставление грехов: и да будет мне причащение это в радость, здравие и веселие. В страшное же и второе пришествие Твое сподобь меня грешного, стать во славе Твоей, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых».

Пятая, к Пресвятой Богородице

Молитва к Богородице наполнена искренней, чистой любовью. В ней звучат слова благодарности за рождение Спасителя, за то, что теперь каждый может причаститься крови и телу его.

«Пресвятая Владычице Богородице, свет помраченной души моей, надежда, защита, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что Ты сподобила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и драгоценной Крови Сына Твоего. Родившая истинный Свет, просвети духовные очи сердца моего. Родившая Источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом. Милосердного Бога милосердная Матерь, помилуй меня и дай мне умиление и сокрушение в сердце моем, смирение в мыслях, возвращение к благим помыслам рассудка моего, в случаях его увлечения. И сподобь меня до последнего моего вздоха, не подвергаясь осуждению, принимать святыню пречистых Таин в исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и благодарения, чтобы я воспевал и прославлял Тебя все дни жизни моей, так как Ты Благословенна и прославлена во веки. Аминь. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля».

Пресвятой Богородице

Трисвятое

После прочтения пяти основных молитв поют Трисвятую песнь.

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь».

К Пресвятой Троице

Следом за песнью, причащающиеся обращаются к Пресвятой Троице с просьбой избавить их от грехов.

«Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наши. Владыко, прости беззакония наши. Святый, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь».

Пресвятой Троице

Господня

Отче наш — основная православная молитва. Сам Иисус дал ее своим ученикам. Ее словами христиане просят у Бога позволения называть его Отцом и обращаются как к Отцу, в надежде на родительскую любовь Создателя к детям своим.

«Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

Тропарь

Далее поют тропарь. В нем поясняется суть праздника. Повествуется о жизни святого, в честь которого проводится Литургия. И читаются тропари святому, по чьему чину совершалась литургия. 1 вариант, если совершалась литургия святого Иоанна Златоуста, читается тропарь святому Иоанну:

«Из уст твоих воссиявшая благодать, как светоч огненный, просветила вселенную. Не сокровище сребролюбия приобрела она для мира, но показала нам высоту твоего смиренномудрия. Отче Иоанне Златоусте, уча нас своими писаниями, моли Слово — Христа Бога о спасении наших душ».

святая книга

2 вариант, если совершалась литургия святого Василия Великого, читается тропарь святому Василию:

«Голос твой наполнил всю землю, принявшую слово твое, которым ты достойно научил основам божественной веры, разъяснил природу всего существующего, упорядочил человеческие нравы. Царственный священник, отче преподобне, моли Христа Бога о спасении душ наших».

3 вариант, если совершалась литургия Преждеосвященных Даров, читается тропарь святому Григорию Двоеслову:

«Благодать божественную свыше получив, славный Григорий, от Бога, и Его силою укрепляемый, шествовать путем Евангельским ты возжелал, — потому, всеблаженный, награду за труды ты принял от Христа, — Его моли да спасет души наши».

Кондак

Кондак воспевает те же события из жизни святого, что и тропарь. Однако кондак более развернут, в нем присутствуют дополнения.

1 вариант, если совершалась литургия святого Иоанна Златоуста, читается кондак святому Иоанну

Иоанна Златоуста

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

«Благочестивый, блаженнейший Иоанне Златоусте, ты принял с небес божественную благодать и учишь своими устами всех поклоняться в Троице Единому Богу. По достоинству восхваляем тебя, ибо ты — руководитель, изъясняющий божественное. И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Надежная защита христиан, неизменная Ходатаица пред Творцом, не презри молитвенных голосов грешников, но поспеши, Милостивая, на помощь нам, с верою восклицающим Тебе: «Поторопись на заступление и поспеши на молитву, Богородице, всегда защищая почитающих Тебя».

2 вариант, если совершалась литургия святого Василия Великого, читается кондак святому Василию:

«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты явился непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоим учением, явленный с небес преподобный Василий! И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Надежная защита христиан, неизменная ходатаица пред Творцом, не презри молитвенных голосов грешников, но поспеши, Милостивая, на помощь нам, с верою восклицающим Тебе: поторопись на заступление и поспеши на молитву, Богородице, всегда защищая почитающих Тебя».

Василия Великого

3 вариант, если совершалась литургия Преждеосвященных Даров, читается кондак святому Григорию Двоеслову:

«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Подражателем Начальника пастырей Христа явился ты, отче Григорий, сонмы иноков во двор небесный направляя, потому и научил ты овец Христовых заповедям Его. Ныне же с ними ликуешь и радуешься во обителях небесных. И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Надежная защита христиан, неизменная ходатаица пред Творцом, не презри молитвенных голосов грешников, но поспеши, Милостивая, на помощь нам, с верою восклицающим Тебе: поторопись на заступление и поспеши на молитву, Богородице, всегда защищая почитающих Тебя».

Как правильно читать молебен

К причащению нужно готовиться заблаговременно. Требуется соблюдение поста и ежедневные молитвы. Приготовление к Таинству также включает в себя отказ от мирских утех и развлечений. Супругам следует отказаться от плотских отношений. Таинство проводится натощак. Накануне Причастия нужно прочитать Каноны к Святому Причастию и исповедаться. Утром читается последование к Святому Причащению. После этого следует само Таинство. По завершении Евхаристии, нужно отблагодарить Господа за его Святые Дары и прочитать благодарственные молитвы. Тем, кто регулярно причащается, Бог дарит радость, духовное спокойствие, умиротворение.

Молебен проводится только в храме. Конечно, можно прочитать благодарственные молитвы и дома. Но в храме верующие стоят рядом и молятся друг за друга, проявляя истинную христианскую любовь. Слушая службу в церкви, они совершают пусть небольшую, но жертву. К тому же сила общей благодарственной молитвы непомерно больше, чем прочитанной наедине дома.

святая книга

Важное правило в чтении молебна — очередность. Первые пять молитв — основные. Они должны идти в строгом порядке:

  1. Первой идет сама благодарственная молитва.
  2. Далее читается моление Василия Великого.
  3. Симеона Метафраста.
  4. Краткая четвертая.
  5. Моление Богородице.

Такой порядок уникален и не должен нарушаться. Это позволит правильно поблагодарить святых, очистить душу и помыслы от греховности. После основных молитв следуют начальные: Трисвятое, К Троице и Отче наш. Общепринятыми считаются такие виды Литургии:

  1. Святого Иоанна Златоуста. Ее проводят на протяжении церковного года в дни, когда не свершаются другие виды Божественной Литургии.
  2. Василия Великого.
  3. Преждеосвященных Даров.

девушка молиться

В зависимости от вида проводимой Литургии, после Отче наш поют тропарь и кондак. В этом списке отсутствует молитва Ангелу-хранителю. Однако прочесть канон ему следует обязательно. Ведь он — защитник и хранитель души и тела каждого истинного христианина. Его стараниями стало возможным присутствие на Великом Таинстве. И возблагодарить его за помощь и заступничество очень важно.

По завершении молебна нужно весь день посвятить изучению Библии, заботам о душевной чистоте. Следует отказаться от развлечений и праздности. Запрещено курение в день после Причастия и использование бранных слов. Ведь уста, принявшие тело и кровь Господа не должны быть осквернены.

Значение и толкование молитв и текстов

Молитва — это основная форма предстательства к Господу, Богородице и святым. В православной церкви не возбраняет молиться своими словами. Такие молитвы христианам можно произносить в течение всего дня: утром и вечером, перед важным делом и в благодарность за хороший результат, в дороге и на работе. В любой ситуации можно обратиться к Богу и святым простыми словами, идущими от сердца.

горит свеча

И все же гораздо большей силой обладают молитвы из молитвослова. Они написаны святыми людьми с помощью особых слов, которые настраивают ум и душу на благоговейное поклонение Господу. Свершая утренние и вечерние молитвы по молитвослову даже дома, православные всего мира молятся друг за друга. Молитва может быть внутренней и наружной. Внутренняя свершается мысленно. Наружная же сопровождается словами и знаками благоговения. Оба вида молитв одинаково важны. Они должны соединяться между собой неразрывно, как тело и душа человека.

Особой силой обладает молитва в храме. Ведь порой бывает сложно дома настроиться на нужный лад и отвлечься от суетных мыслей. В храме же, когда вокруг молится множество людей, даже самые неспокойные мысли уходят, душа настраивается на молитву. Каждый прихожанин чувствует поддержку и успокоение. Помимо молитв, во время богослужений поются тропари и кондаки. Эти праздничные песнопения особо тесно связаны с живописными иконами. Они являются их словесным отражением. Словами тропаря и кондака передается суть праздника, повествуется об основных событиях, произошедших в этот день, воспеваются подвиги и жертвы святых.

Часто слова текстов понять сложно для современного человека. Но как дети учатся с рождения говорить на родном литературном языке, основываясь на текстах классических авторов, так и молитвы учат человека общению с Богом. Этот язык нужно не просто учить, но и понимать. Чтобы начать понимать, нужно вникать в каждое слово, прочувствовать, пропустить через ум и сердце.

Благодарственный молебен по святом Причастии должен читаться искренне и с верой в происходящее. Этими молитвами завершается Великое Таинство Евхаристии. Молебен дарует успокоение, избавляет от негатива и очищает сердце. Читать его должно не только после Причастия, но и каждый раз, после обращения к святым и Господу за помощью. Если произносить благодарственные молитвы ежедневно, то жизнь наполнится счастьем и радостью, а весь негатив уйдет, ибо велика сила искренней молитвы.



Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий