История происхождения рукоположения в священники, условия и порядок проведения таинства

Стать священнослужителем может не каждый человек, даже самый благочестивый. Миссия священника состоит в том, чтобы помочь сомневающимся и страждущим найти истинную дорогу в жизни. А для этого надо пройти таинство рукоположения в священники, или хиротонии.

Понятие о рукоположении в православии

Принять священство можно, пройдя обряд рукоположения. Это одно из семи таинств, относящихся к благодатному дару Духа. И человек, которому эти дары предназначены, может принять сан священника и одарять других, паству, ими. По словам апостола Павла, не человек принимает честь священства, а Бог выбирает и назначает. Церковь же принимает участие в этих постановлениях.



История происхождения

Берет свое начало хиротония со времен Иисуса Христа. Первые его ученики, числом 12, являются последователями христианского учения. Господь благословил их на распространение христианской веры, совершил рукоположение. Первые апостолы благословили своих преемников, и цепочка рукоположения продолжается до сих пор. Впервые обряд был проведен в Антиохии избранием Павла и Варнавы. Продолжение традиции рукоположения говорит о преемственности в распространении учения Христа.

Первоначально кандидаты отбирались апостолами, их учениками. Позже обряд избрания проходил совместно с верующими, паствой. Для избрания священника нужно было рукоположение 3 епископов. В истории были периоды, когда правители единолично могли выбирать на священство. Но со временем архиереев могли избрать только рукоположенные епископы. В IVвеке создаются первые специальные учебные заведения, где готовят кандидатов в священнослужители.

Как совершается таинство

Обряд рукоположения совершается во время литургического богослужения. В этот момент все верующие едины в своем обращении к Богу.

рукоположение в священники

Как и любое таинство, хиротония несет в себе ряд моментов, которые имеют большое значение для принятия сана священника. Перед тем как наложить руки на голову верующего и ввести его в сан священника, надо испытать кандидата, удостовериться в истинности его веры.

Видимая сторона

Тайные действия обряда хиротонии состоят в том, чтобы:

  • епископом была возложена рука на голову кандидата в сан священника;
  • проведена соборная молитва.

Священнослужитель прикладывает руку к голове, через которую кандидат получает благословение Божье.

Невидимая сторона

Без помощи Бога таинство рукоположения не может совершиться. Благодатные дары, полученные рукоположенным епископом, передаются им ставленнику во время совершения таинства. Недаром Иоанн Златоуст говорил, что хотя «возлагает руку человек, но все делает Бог. Его рука касается главы рукополагаемого».

рукоположение в священники

Три степени священства

Церковная иерархия имеет несколько ступеней. В низшие степени не возводят священников рукоположением. Только высшие чины, прошедшие обряд хиротонии, могут проводить церковные таинства, посвящать верующих.

Дьякон

На низшей ступени священства стоят дьяконы. Этот сан сохраняется в церкви со времен апостолов, давших его 7 мужам Иерусалимской общины. В обязанности священника входит участие в богослужении: чтение Евангелия, призыв к молитве. Но совершать обряды в отношении верующих дьяконы не могут.

Рукоположение в дьяконы производится епископом на любой литургии после перенесения Святых даров на престол. К входу в алтарь сопровождают кандидата иподьяконы, а в алтарь — дьяконы. Ставленник встает на одно колено, и епископ трижды дотрагивается до его головы, прочитывая молитву. В конце надевают облачение дьякона на посвященного. Тот благодарит за посланную благодать, целуя у священника руку и плечо.

Дьякон в церкви

Иерей

Второго по степени священства иерея, или пресвитера, рукополагает епископ перед тем, как начать главную часть литургии. Кандидат в алтаре встречаем иереями, ведущими его вокруг престола. Становится будущий священнослужитель на оба колена. Это говорит о том, что он получит больше благодати и будет награжден высшей ответственностью. После получения сана иерей сможет совершать все церковные таинства, кроме хиротонии.

Сопровождается обряд чтением особых молитв, после произнесения которых иерею вручают символы сана: епитрахиль, пояс, фелонь.

В благодарность священник прикладывается поцелуем к выданным атрибутам сана, руке епископа. Дальше он начинает вести Причастие, произносит заамвонную молитву. В последующие после рукоположения 7 дней совершает иерей литургии. Это знак того, что он получил от Господа владение премудростью, разумом, крепостью, ведением, благочестием и страхом Божиим.

Епископ

Для принятия высшего сана священства, епископства, необходимо пройти обряд наречения. Сначала кандидату в архиереи зачитывают указ об избрании. Он должен отблагодарить и принять, присягнуть. Патриарх и епископы благословляют ставленника на принятие сана. Во время рукоположения епископа поются тропари Венчания. Облачается священник так же, как и те, кто проводит таинство хиротонии.

святой Епископ

После проведения церемонии хор поет «Достоин». Новопосвященный вместе с архиереями выходит на середину храма, ему вручается пастырский жезл как символ власти.

Кто может быть рукоположен

Подняться вверх по церковной иерархической лестнице доступно тем, кто имеет:

  • низшие церковные должности;
  • возраст от 18 до 30 лет;
  • среднее образование;
  • здоровую психику, крепость физическую;
  • рекомендацию от православного священника.

Дьякон и иерей могут быть женаты, а епископу лучше принять монашество, дать обет безбрачия. В исключительных случаях разрешено вступать в брак, если жена согласна стать монашкой. Требованиям к женам и детям священника строгие. Семья священника должна быть примером в поведении для паствы.

рукоположение в священники

Канонические препятствия к принятию священного сана

В правилах церкви, канонах прописано, что кандидат на рукоположение в священство должен быть:

  • чистым духовно и физически;
  • образцом для подражания верующим;
  • целомудренным;
  • честным;
  • настоящим учителем.

В своем доме священник воспитывает детей своих правильно, являясь примером для паствы. Церковь стоит на страже чистоты своего священства.

Физического характера

Препятствует принять сан возраст ставленника. В дьяконы могут посвятить до 25 лет, пресвитеры — 30, епископы — 35. Считается, что в это время ум достигает зрелости, а кандидат имеет практические навыки, твердые нравственные позиции. Отступления от правил возможны в ту или иную сторону, но при этом учитываются телесные недостатки. Невозможно стать священником тому, кто не слышит, слеп. Не посвящают хромых, горбатых, лишенных указательного пальца на правой руке.

рукоположение в священники

Духовного характера

Основное в кандидате на сан священника — это истинная вера. Перед таинством рассматривают внимательно качества кандидата: были ли у него уходы в ересь, когда он обратился к Богу. Если приход к вере связан со страхом смерти, то в таком человеке мало веры и добродетели. В новообращенных верующих нет твердости духа, что также является препятствием к священству. Нельзя привлекать к рукоположению тех, кто был осужден за различные преступления, как-то убийство, кражи, мошенничество.

Социального характера

Nем, кто готовится к рукоположению в священники, должны знать, что запрещено проводить обряд, если у кандидата:

  • было несколько браков;
  • жена совершает прелюбодеяние;
  • вторая жена;
  • жена имеет другую веру.

Если епископ должен быть безбрачным, то иерей и дьякон обязаны быть чистыми и непорочными, как их жены.

святой молиться

Испытания кандидатов

Узнать о кандидате в священники все невозможно. Поэтому перед церемонией посвящения ставленник проходит испытания. Проводятся испытания или публично перед всей общиной, или тайным способом через исповедь. Ответственный за ставленника архиерей обязан выявить непорочность кандидата. Выслушивают мнение и церковного люда.

Понятие целибата

Обет безбрачия у мужчин характерен для священнослужителей католической церкви. В православии имеют право заводить семью дьяконы и иереи. Епископам запрещено иметь жену. При этом высший сан полагается монахам. Если же безбрачие не связано с монашеством, то для рукоположения в епископы надо:

  • иметь высшее образование;
  • пройти стажировку в монастыре или крупном приходе в течение 2 лет;
  • получить рекомендации от духовника, ректора духовного образовательного учреждения, священника прихода, где проходил стажировку.

Строгость испытаний для тех, кто живет мирской жизнью и не женится, связана с искушениями, окружающими кандидата.

Понятие целибата

Отличие хиротонии от хиротесеи

Церковнослужители относятся к низшим ступеням клира. Для получения должностей певца или чтеца, иподьякона проводится обряд хиротесия, возложение рук. Он проводится не так торжественно, как хиротония. К епископу подводят будущего «свещеносца». Тот преклоняет главу, архиерей крестит посвящаемого, возлагает на главу руки, произнося молитву. Проводится церемония перед началом литургии. Она не относится к таинствам, как хиротония.

Условия действительности хиротонии

Одним из важнейших актов постановления на степени священства является хиротония. Она будет действительной и законной при соблюдении ряда условий. Касаются условия как тех, кто совершает рукоположение, так и тех, кто является ставленником.

Место проведения

Проводится обряд в православной церкви и православным епископом. Признается действительность хиротонии, если она произведена в католической церкви. А вот действительность старообрядческой иерархии не является истинной.

Понятие целибата

Порядок

Невозможно по канонам церкви принять высшую должность без прохождения низших ступеней священства. Сколько же можно находиться в сане дьякона или иерея, чтобы получить сан выше, не оговорено. Кандидат должен обнаружить качества, которые достойны высшей ступени священства.

Рукоположение на определенное место в определенном храме

Полученный ставленником сан священника требует службы в определенном месте. После рукоположения священник получает место службы в сельской, городской церкви, монастыре, храме. Постановление будет считаться недействительным, если священник не будет нести службу.

Недопустимость повторения

Совершается обряд рукоположения в отношении конкретного лица единожды. Повторение церемонии запрещено, так как желание вторичной хиротонии несет осуждение тому епископу, который рукоположил первый раз. Повторение обряда является отрицанием действительности первой хиротонии, что является кощунственным.

Особенности епископской хиротонии

В получении сана епископа важно, чтобы ставленник:

  • не метил на место, уже занятое другим архиереем;
  • не получил чин от мирских начальников;
  • не заплатил деньги за проведение обряда.



Если имеет место отклонение от церковных канонов, то и кандидат в епископы и те, кто проводили обряд посвящения, отлучаются от церкви.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий