Житие святого Андрея Боголюбского и добродетели князя, местонахождения церкви и мощей

Андрей Юрьевич Боголюбский оказал значительное влияние на историю развития России в целом. Большая часть историков полагает, что Владимиро-Суздальское княжество, которым управлял Боголюбский, явилось первым зачатком появления на свет современного Российского государства. Андрей Юрьевич считается первым русским князем, а также основоположником церковного зодчества.

Основные факты биографии

После смерти своего знаменитого отца Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский официально становится Великим князем, но даже после этого он не переехал в Киев, как того требовала традиция, так как Киев являлся на тот момент времени экономическим и политическим центром Руси. Андрей остался править во Владимире. Этот факт поспособствовал впоследствии переносу статуса столицы из Киева в город Владимир.



Факты:

  1. В 1162 г Боголюбский изгоняет из Владимира всех своих родственников, что еще больше укрепляет его власть.
  2. В 1169 г Андрей Боголюбский осуществляет набег на город Киев, захватывает его и полностью опустошает его.
  3. В 1174 г благоверный князь трагически погибает от заговорщиков в городе Боголюбове.

Происхождение

Отец Андрея Боголюбского – Великий князь Юрий Долгорукий. Мать Андрея – дочь хана Аепы Осеневича. Не менее известны и более дальние родственники благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского: дед – Владимир Мономах, прадед – Всеволод Ярославович.

Жизнь и деятельность до вокняжения

Князь Андрей Боголюбский появился на свет в 1111 г. в Ростово-Суздальском крае. Благодаря своему отцу Юрия Долгорукого святой благоверный князь Андрей Боголюбский получил очень хорошее образование. С самого раннего детства Андрею прививали любовь к христианской религии и разным добродетелям, что в конечном итоге сказалось на его дальнейшей деятельности в качестве князя.

В возрасте 20 лет Боголюбский женится на дочери одного из самых влиятельных и обеспеченных бояр. Имя этого боярина Кучка, он был в то время управляющим берегов реки Москвы.

андрей боголюбский

В 1149 г святой князь со своим отцом Юрием Долгоруким участвует в вылазке на Волынскую землю, которая была под контролем Изяслава. При осаде Луцка Боголюбский чуть не погибает, попав в засаду. Только благодарю своему коню, он спасает свою жизнь. Благоверный князь отличается в 1150 г, когда он помог своему родному брату Ростиславу, сыну Юрия Долгорукого отстоять Переяславль.

Когда Долгорукий захватил Киев, то Андрей Юрьевич получил в командование от своего отца 4 города:

  • Дорогобуж;
  • Пинск;
  • Пересопица;
  • Туров.

В 1151 г благоверный князь вместе со своим отцом Юрием Долгоруким в битве за Киев терпят поражение. Долгорукий вынужден был пообещать Изяславу, что не будет оказывать притязание на Киев, а Андрей должен был уйти в Суздальскую землю, что он и сделал.

Боголюбский в 1152 г вместе с муромскими и рязанскими князьями участвует с отцом в вылазке на Чернигов, но черниговцы не сдались, так вовремя для них на выручку пришел Изяслав. Впервые в этом походе Великий князь сам успешно руководил дружиной, из-за чего стал примером для других своих братьев.

Когда святому Андрею Боголюбскому исполнилось 38 лет, он стал править по указанию Юрия Долгорукого городом Вышгородом.Через год он ослушался своего отца и переехал жить в город Владимир. При этом Андрей прихватил с собой с Вышгорода икону Владимирской Богоматери.

андрей боголюбский

В скором времени князь Боголюбский стал править Владимиром. Этот момент стал поворотным в истории современного Российского государства. Историки считают, что именно с этого времени началось смещение геополитического и экономического центра с Киева во Владимир.

Как проходило княжение

Княжение Великого князя Боголюбского проходило с 1157 г по 1174 г. Во время своего правления Боголюбский значительно увеличил влияние, а также земельные наделы Владимиро-Суздальского княжества, построил большое количество православных церквей и храмов, чем снискал славу среди простого населения.

Во внешней политике благоверного князя очень заботили многочисленные набеги кочевых народов со стороны Волжских Булгар. Он не только укрепил границы своих земель, но и сам периодически устраивал походы против кочевников. Боголюбский считал, что лучшая защита – это нападение.

С самого начала своего княжения Андрей Юрьевич Боголюбский начал с консолидации политических сил, выгнал всю оппозицию в лице троих своих младших братьев, которые впоследствии перебрались жить в Византию.

Впоследствии он также вел авторитарную политику. Примером ее является то, что Боголюбский долгое время ратовал за отмену вече – собрание бояр, на котором решались политические вопросы. Этот факт впоследствии сыграл с ним злую шутку – в 1174 г часть бояр устроили заговор против Великого князя Андрея Боголюбского и вероломно убили его.

андрей боголюбский

Церковная политика

С самого своего детства князь Андрей Боголюбский был очень набожным человеком. Во времена жизни Великого князя велико было церковное влиянии Византии, но Боголюбский старался всеми силами избавиться от этого влияния. В частности, он хотел, чтобы на Руси были свои церковные праздники, отличные от Византии.

На этой почве произошел конфликт между Андреем Юрьевичем Боголюбским и Ростовским епископом Леоном, который был греком по происхождению. Епископ два раза изгонялся из княжества Боголюбским за то, что тот пытался во время Господнего праздника поменять даты поста, чтобы они соответствовали Византийским датам.

Также во времена властвования князь поменялось название главного церковного деятеля на Руси. Вместо старого «митрополит Руси», глава Русской церкви стал называться «митрополит Всея Руси», что дошло до наших дней. Данный факт еще больше отделил Русскую церковь от Византийской.

Строительство храмов и монастырей

Во времена княжения благоверного святого князя наблюдается бурный рост строительства храмов и монастырей. Для строительства в основном использовался камень. Среди многочисленных построенных церквей особо выделяется Успенский собор и монастырь Вознесения, который находился рядом со знаменитыми на весь мир Золотыми воротами.

Успенский собор по замыслу Боголюбского должен был стать главным собором для всей Владимирской Руси.

большой храм

Построенные монастыри и храмы выделялись не только богатым внешним видом, но и великолепной внутренней отделкой. Князь не жалел средств и на богослужебное убранство, различные церковные украшения. Святой князь основал город Боголюбов. Недалеко от его резиденции была воздвигнута великолепная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Благодаря многочисленным строительствам церквей Боголюбским, христианство на Руси значительно укрепилось. Все больше людей приходило в эту веру.

Укрепление Владимирского княжества

Политика святого благоверного князя значительно укрепила Владимирское княжества как в экономическом, так и в политическом смысле. Расширились земли владения княжества за счет захваченных приграничных земель. Боголюбский влиял на политику Новгорода и Киева. В частности, в Новгороде правили его ставленники.

После того, как Киев попытался оградиться от влияния Великого князя, он совершил поход на Киев в 1169 г. Результатом данного похода стало полное опустошение и разграбление Киева. Но во время княжения Андрея Юрьевича были и неудачные походы. Примером такого похода можно назвать поход на Новгород в 1170 г. Тогда владимиро-суздальская армия потерпела полное поражение.

Когда это случилось, князь решил действовать хитростью и перекрыл дорогу с юга. По этой дороге в город доставлялась провизия, поэтому через некоторое время новгородцы признали главенствующую власть Боголюбского. В результате этого Новгородом стал править сын святого Андрея Юрий.

красивая картина

Кризис власти

После 1170 г в политике Андрея наметился кризис. Причиной этому стала авторитарная политика Боголюбского по отношению к боярам. Росло недовольство князем и среди простого люда. Ситуация еще более ухудшилась после ссоры с Ростиславовичами, которые всегда были союзниками князя Андрея Юрьевича. Завершилась эта ссора осадой Новгорода, в которой князь Боголюбский потерпел поражение.

Заговор и убийство князя Андрея

В результате заговора среди бояр, в Боголюбове, в своем имении святой князь Андрей был убит. Долгое время считалось, что в заговоре участвовала жена Боголюбского, но впоследствии большая часть историков отказалась от этой версии.

Умер князь в 1174 г, 30 июня, когда в его спальню ворвалось более 10 разгневанных бояр. Андрей Юрьевич даже не смог составить достойное сопротивление заговорщикам, так как его личный меч заранее убрал его личный ключник Анбал, который также был завербован организаторами заговора.

После смерти Боголюбского последовали многочисленные убийства и разбои ближайших людей князя. Бесчинства продолжались несколько дней. Два дня тело Великого князя пролежало на полу возле церкви, так как слуги отказались ее открыть. Но после того, как это увидел игумен Арсений, тело внесли в церковь и отслужили по нему панихиду. Погребено было тело в Успенском соборе.

Почитание и прославление

В истории святой Андрей Боголюбский в своем житие запомнился как ревностный сторонник христианства на Руси. Многочисленные восстановленные церкви после войны стоят и по сей день, как доказательство этих слов.

князь андрей боголюбский

В 1550 г Иоанн Грозный приказал служить в Успенском соборе панихиды по Великому князю два раза в год. В различных древнерусских летописях Боголюбский отмечен как основатель Руси. В 18 в он был причислен к лику святых. В 1982 г имя святого Андрея Юрьевича Боголюбского было внесено во Владимирскую книгу святых.

Гимнография

В церковных гимнах Великий святой князь отражается как мученик, так как он погиб мучительной и не своей смертью. Также он прославляется как строитель церквей, защитник нищих, человек, который сумел совладать со своими страстями. Святой князь упоминается в Службе, посвященной иконе Пресвятой Богородицы. Также Боголюбский почитается в Службе собора Владимирских святых.

Иконография

Существует несколько икон, выполненных в виде портрета. Самой первой икона с изображением Андрея Боголюбского роспись, датированная 1565 г. На ней святой князь изображен молящимся в полный рост с нимбом, одетым в зеленую одежду с орнаментом с шапкой на голове. Данная роспись находилась в Архангельском соборе в Москве.

андрей боголюбский

Следующая роспись была написана в 1645 г и располагалась в церкви Ризоположения в Москве. Боголюбский на ней показан уже без шапки со свитком в руке в одеянии темно-синего цвета. Поверх этого одеяния была накинута пышная шуба ярко-красного оттенка.

В 17 в, в городе Владимире в Успенском соборе имелась икона с изображением святого Андрея. На ней князь был показан на коленях, в этот момент он молился Иисусу Христу. На иконе, написанной в 20 художником Чириковым, Боголюбский изображен в традиционной русской одежде, без шапки. В левой руке он сжимал жезл, украшенный драгоценностями, а в правой находился крест.

Где находится и хранится образ

Сам образ святого благоверного князя располагается в городе Владимир, в Успенском соборе. Образ написан в обычном для художников икон стиле того времени. Икона была написана в 18 в. На ней в левой руке Великий князь сжимает меч, в правой – большой крест.

Там же находятся мощи Боголюбского, которые в начале 20 в были отправлены на экспертизу для подтверждения того, что останки действительно принадлежат Андрею Юрьевичу. Экспертиза показала, что так оно и есть на самом деле. После лабораторных исследований мощи были возвращены на место.

В 1987 г прах Андрея Боголюбского официально признали национальным достоянием. Паломники со всего мира посещают это место, чтобы там прочитать молитву за упокой души Андрея и попросить помощи и поддержки.

андрей боголюбский

Текст и правила молитвы перед иконой святого князя

В тексте молитвы, написанной про Андрея Боголюбского написано, насколько он сильно благочестив и благоверен перед Господом. Данная молитва особенно помогает людям, обличенных властью.

Но молиться и просить помощи у благоверного князя и простые люди.

« О, святый благоверный великий княже Боголюбский Андрее! Рабе Божий верный и Богославный, христианине истовый и Богоревнивый, муже добродетельный и Богомудрый, воине всечестный и воеводо доброхвальный, правителю державный и дерзновенный! Русь Святую на уделы и княжества разобщенную, Божиим хотением хотящий во единое Русское Царствие собрати и единодержавно Ею правити, да непреоборима пребудет от всех враг видимых и невидимых, возстающих на православныя христианы. Да не тщетны будут твои святии деяния во славу и честь Бога Христианскаго, идеже твое Богосветлое строение Богом любимаго Царства Православнаго на Русской Земле зрим и величаем, егда стольный град Владимир и Боголюбивую обитель Пресвятей Богородице воздвигнувый, идеже ты в ней посреди нощи неповинне злочестивыми и клятвопреступными своими слугами взятый и от рук их беззаконно и жесточайшими мечами убиенный, и честною кровию своею истекаемый, твердое основание Единодержавию Православной Руси тако положивый. И ныне мы, грешные рабы Божии (имена), в Богомощное небесное предстательство твое веруем, ибо мученическим венцем житие твое запечатлевшее, молим тя, да избавит нас Господь от крамолы слуг антихристовых и от кровавых жертвоприношений и жидовских обычаев, и да спасется Земля Русская от ига сатанинскаго, ибо имеем тя, великаго угодника Божия, неустрашимаго ратника Христова, егда на полях земной брани со многими врагами за Веру святую и Отечество сражавыйся, и столь дивную славу Божиих побед всей Русской Земле показующий. И ты, яко державный воеводо и святый мученик, и всегда дерзновенный о нас молитвенник, Боголюбивый и неустанный созидателю Святой Руси, во святых мощах дивно прославленный, и в помощь и в заступление нам оставленный, возстани за нас противу иноплеменных, чужеземных и зловредных супостат, и противостани им со мнозими святими князьями-воинами, и первее со святим равноапостольным великим князем Владимиром и святой равноапостольной великой княгиней Ольгой, и с великими благоверными князьями первомучениками-страстотерпцами Борисом и Глебом, и со святым воином преподобномучеником Игорем Черниговским, и святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем Владимирским, вкупе же и с Богосветлыми сынами твоими князьями-мучениками Глебом Владимирским и храбрым Изяславом, да их помощию не позыблем пребудет Дом Пресвятыя Богородицы, всей Руси Державной Владычицы, и да прославится и просияет тобою, княже Андрее, во вся веки Земля Русская и наполнится благочестивым христианским родом по благословению Богородицы, и Благодатию Ея многочудотворных икон Владимирской и Боголюбской, и паки угобзится и укрепится слава Руси Православной, и просияет Невещественным и Животворным светом Бога Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь».

Основным правилом данной молитвы заключается в том, что наиболее сильно она помогает два раза в году. Этими днями являются 11 ноября и 5 июня.



Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Добавить комментарий