Житие святого Иннокентия Московского и в чем помогает икона, день памяти и молитвы

Просветительская и миссионерская деятельность Иннокентия Московского оставила глубокий след в жизни коренных народов Якутии, Камчатки, Алеутских островов. Святитель стремился донести аборигенам слово Божие на их родном языке. Он изучил и составил азбуку якутского, алеутского языков. Священнослужитель поощрял приобщение к грамоте на русском языке.

Житие святого Иннокентия

Иннокентий Московский был первым высокопоставленным духовным лицом на Дальнем Востоке, в Якутии, Америке. Благодаря неутомимой деятельности Иннокентия, к христианской вере были приобщены коренные этносы этих регионов: якуты, тунгусы, алеуты, колоши.

Святитель Иннокентий при рождении был крещен Иваном. Его отец, Попов Евсей, служил церковным пономарем в селе Ангинское (Иркутская область). В 1803 году глава семьи скончался, оставив вдову и четверых детей. Ване, старшему из детей, в ту пору исполнилось 6 лет. Мать не могла содержать всех детей. Ваня стал приемным сыном в семье брата отца, тоже священнослужителя. Через 3 года дядя принял постриг и с племянником переехал в Иркутск. Иван поступил в местную семинарию, которую успешно закончил в 1817 году.

В духовном заведении обучалось одновременно 14 семинаристов, носивших фамилию Иванов. Ректор принял решение переименовать их во избежание путаницы. Иван Попов стал называться Иван Вениаминов, по имени недавно скончавшегося иркутского епископа.

Служение в Иркутске

По окончании заведения Иван Вениаминов женился, получил сан диакона в местном Благовещенском храме. Через 3 года он становится главой этого прихода. С самого начала служения будущий святитель считал своим долгом заниматься просвещением. По собственной инициативе свт. организовал воскресную школу при церкви, где обучал детей письму, чтению, азам христианского вероучения.

иннокентий московский

Священник на Уналашке

В 1823 году Святейший Синод направил иркутскому епископу предписание найти кандидата для выполнения миссионерской и просветительской деятельности на Алеутских островах. Задача была непростой: никто из священнослужителей добровольно не соглашался на рискованный шаг. Незнакомый край, населенный дикими туземцами, пугал неизвестностью.

Отец Иоанн Вениаминов тоже не испытывал желания отправиться служить на Алеуты. Нечаянная встреча с уроженцем Алеутских островов Иваном Крюковым пробудила в нем дух миссионера. Островитянин рассказал ему, как горячо коренные жители принимают христианскую веру. В этот же день Вениаминов обратился к епископу с просьбой отправить его в суровый морской край.

С женой, ребенком, матерью и братом он отправился в дальнюю дорогу, длившуюся почти год. Местом его служения стал остров Уналашка, где проживали алеуты. Туземцы были обращены в православие в конце XVIII века. Несмотря на отсутствие храмов, малочисленность священнослужителей (3 духовных лица на весь остров), они не возвратились к языческим верованиям.

Отец Иоанн, как глава прихода, начал свою деятельность со строительства небольшой церкви. Обученный в юности столярному, кузнечному и плотницкому делу священник посчитал своим долгом передать эти навыки островитянам. При их содействии был возведен храм. Святитель понимал, что слово Божье понятнее на родном языке, и стал изучать алеутский язык. Вскоре прихожане стали внимать проповеди на алеутском.

За 10 лет служения на Уналашке отец Иоанн создал алеутскую азбуку и перевел основные священные книги на алеутский язык. Он пользовался большим авторитетом и доверием коренного населения. Результатом его деятельности стало поголовное крещение в православие жителей Уналашки и близлежащих островов.

иннокентий московский

Настоятель Новоархангельского собора

С 1833 года отец Иоанн стал главой прихода на острове Ситху, в городе Новоархангельске (Аляска). Местное население, народность колоши, к русским проповедникам относилось недоверчиво. Священнослужитель решил применить проверенный способ, чтобы найти общение с аборигенами: стал изучать язык колошей.

Приложенные усилия не имели результата: на проповедях присутствовали православные переселенцы и крещеные алеуты. Эпидемия оспы, унесшая половину коренных жителей Новоархангельска, не коснулась имевших прививки русских миссионеров и алеутов.

Для колошей это был знак, что Бог, о котором говорят чужеземцы, способен защитить от болезни. Аборигены обратились к святому отцу за помощью. В течение 15 лет отец Иоанн старался донести до язычников слово Божье. Он понял, что его усилий недостаточно, и обратился к высшему руководству православной церкви об увеличении числа священников, храмов, издании священных книг на местных языках. С этой целью в 1838 году он отправляется в Петербург, отправив свою семью в Иркутск.

иннокентий московский

Владыка Камчатский

Дорога до столицы заняла около 10 месяцев. В начале лета 1839 года святитель прибыл в Петербург и, не дав себе отдыха, отправился в Святейший Синод. Его предложения заинтересовали и нашли поддержку у высших чинов православной церкви. Но для принятия решения требовалось время.

Отец Иоанн уезжает в Москву, где занимается сбором средств на проповедническую и просветительную кампанию на островах русской Америки. Большую помощь оказал ему Митрополит Московский – прп. Филарет. Вернувшись на берега Невы, миссионер узнал, что его предложения были одобрены. Одновременно он получает известие о смерти жены. Митрополит Филарет предлагает Иоанну принять постриг, чтобы в монашеском служении обрести душевный покой.

Святитель не решался дать положительный ответ из-за детей, оставшихся в Иркутске. По хлопотам Филарета их взяли на казенное обеспечение.

Во второй половине ноября 1840 года Иоанн постригся в монахи и был наречен Иннокентием. Вскоре он был возведен в сан епископа новой административно-территориальной единицы, в состав которой входили Курилы, Камчатка, Алеутские острова. Назначение состоялось после личной встречи царя Николая I c архимандритом. Центром епархии был определен Новоархангельск.

В январские морозы 1841 года святитель Иннокентий отправился к месту назначения. Прибыв в Новоархангельск, глава новой епархии посетил все приходы. Он убеждал священников не принуждением и обманом заставлять аборигенов принимать православие, а действовать убеждениями и любовью. Важным в распространении православия святитель считал поощрение взрослых и детей к учебе грамоте на родном и русском языке. Он лично совершал опасные переезды от прихода к приходу, где проповедовал и призывал местное население изучать грамоту.

иннокентий московский

Через 9 лет отец Иннокентий получил сан архиепископа. Территория епархии увеличилась за счет присоединения Якутской области. Епископская кафедра была перенесена из Новоархангельска в Якутск. Архиерей вел миссионерскую деятельность по ранее выработанным правилам. Якуты и тунгусы слышали из его уст слово Божье, рядом с их жильем строились храмы.

Святитель составил азбуку и грамматику якутского языка и сделал на него перевод библейских текстов. В 1850 году в кафедральном Троицком соборе впервые прозвучала проповедь на якутском наречии, став знаменательным событием на долгие годы для аборигенов северных земель. В честь этого события Усть-Зейскую станицу переименовали в станицу Благовещенскую, а затем, по царскому указу, в город Благовещенск.

На протяжении 45 лет святитель вел апостольскую работу на огромной неосвоенной российской территории. Миссионерская деятельность включала в себя обучение коренных народов Сибири и Америки грамоте на русском и родном языке, знакомство с ремеслами. Иннокентий был участником переговоров с китайцами о границе, в результате которых России отошли земли Приамурья. К 70 годам святителю Иннокентию становится труднее выполнять свой долг пастыря. Архиерей собирается обратиться в Святейший Синод с просьбой отпустить его на покой.

Московский митрополит

В 1867 году отошел к Господу митрополит Московский, прп. Филарет. Архиепископ Иннокентий был определен его преемником. Весной 1868 года святитель приехал в Москву. Длительная дорога, усталость не помешали митрополиту провести на следующий день богослужение в Успенском кафедральном соборе. За время служения Иннокентия в Москве, по его настоянию, на территории Московской духовной академии была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

иннокентий московский

На новом месте святитель не забывал о годах, проведенных на восточных окраинах Российской империи. Иннокентий Московский инициировал создание миссионерского общества, деятельность которого была направлена на Дальний Восток и Японию. В 1870 году была создана отдельная Японская Православная миссия, возглавил которую архимандрит Н. Касаткин. В начале 1878 года состояние здоровья митрополита Иннокентия резко ухудшилось. 31 марта 1879 года святитель скончался, 5 апреля был похоронен в Троице-Сергиевой лавре рядом со святым Филаретом Московским.

Почитание

Выдающийся вклад Иннокентия Московского в распространение и укрепление православия отмечен постановлением Поместного Собора о канонизации. Через 100 лет после смерти он был причислен к сонму Божьих угодников в чине апостола РПЦ и Православной Церкви Америки. С 1994 года святителя Иннокентия чтят в православных храмах за пределами России.

Дни памяти: 13 и 6 апреля и октября. Поминают также святителя летом (июнь, 23; июль, 19) и осенью (октябрь, 18 число). В эти дни РПЦ молится о Сибирских, Радонежских, Московских святых. В 12 церквях центральная часть алтаря посвящена митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию. Храмовые праздники отмечают в приходах Москвы, Хабаровска, Южно-Сахалинске. В честь святителя в Якутске построена часовня.

Первый епископ Восточной Сибири и русских островов в Америке прославил свое имя делами. Память о святителе хранится в наименованиях улиц, горных вершин: вулкан Вениаминов (Аляска), бульвар «Святитель Иннокентий» (Южно-Сахалинск).

На иконах митрополита Иннокентия изображают до пояса, в ¾ или полный рост. Седобородый старец в одежде архиепископа держит в левой руке свиток или Священное Писание, а правой благословляет верующих. Другой вариант святого образа Иннокентия: в левой руке зажат апостольский посох или крест.

иннокентий московский

Молитвы

Молитвенные обращения к Иннокентию Московскому помогают при душевных и физических расстройствах. У святителя просят быть защитой и опорой в трудную минуту, благословления и утешения.

Молитва 1

О, па́стырю до́брый и учи́телю прему́дрый, о́бразе благонра́вия всем, благоче́стно жи́ти хотя́щим, святи́телю о́тче наш Инноке́нтие! К тебе́, я́ко ча́да ко отцу́, прибега́ем и мо́лимся, помина́я твою́ любо́вь к лю́дем: бу́ди щит несокруши́м Святе́й Це́ркви Правосла́вной и оте́честву на́шему, архиере́и благоле́пием святи́тельства и прему́дростию украси́, па́стырем в служе́нии ре́вность да́руй, мона́шествующия к по́двигом до́браго тече́ния в послуша́нии утверди́, правосла́вным христиа́ном ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир ве́сь предста́тельством твои́м умири́. Те́плый наш моли́твенниче, всеросси́йский свети́льниче, просвети́телю Сиби́ри и Аме́рики, осени́ Го́рним благослове́нием нас, в ско́рбех су́щих, и пода́ждь утеше́ние и избавле́ние от боле́зней душе́вных и теле́сных; испроси́ нам свы́ше дух кро́тости, целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́, да про́чее вре́мя жития́ на́шего в ве́ре и покая́нии поживе́м и в жи́зни ве́чней благода́рне восхва́лим просла́вльшаго тя Го́спода — Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

девушка молиться

Молитва 2

О, святи́телю Христо́в Инноке́нтие, новоявле́нный уго́дниче! К тебе́ припа́даем, раби́ Бо́жии (имена), и мо́лимся: всели́ в сердца́ на́ша любо́вь твою́, е́юже к Бо́гу и бли́жним твои́м в житии́ твое́м преиспо́лнен был еси́.
Моли́ Христа́ Бо́га, да отпу́стятся нам согреше́ния на́ша во́льная и нево́льная, да изба́вимся от всех враг ви́димых и неви́димых, от вся́ких бед и скорбе́й и вся́ких неду́гов. Моли́, да ми́лостив бу́дет нам Госпо́дь и зде, и в бу́дущем ве́це и преста́вльшияся от нас отцы́ и бра́тию, ма́тери и се́стры, и ча́да на́ша, в ли́ки святы́х вчини́в, в ме́сте све́тле упоко́ит: да предстоя́ще и поклоня́ющеся ико́не твое́й, и́мамы тя неусыпа́ющаго моли́твенника и предстоя́теля о нас ко Го́споду, и благода́рно с любо́вию велича́ем просла́вльшаго и послу́шающаго тя, в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Награды

В Благовещенске второй по значимости является медаль «За заслуги перед Благовещенском», на которой изображены профили Муравьева-Амурского и святого Иннокентия.

Труды о святом в библиотеке

Просветительская деятельность Иннокентия Московского оставила свой след в многочисленных трудах. В 2015 году в Российской государственной библиотеке состоялась презентация 7-томного собрания трудов святителя Сибири и Северной Америки. Собрание сочинений и писем святого Иннокентия представляет интерес не только для лиц духовного звания, но и для широкого круга читателей. По заказу Якутской епархии многотомный труд был напечатан в издательстве Московской патриархии. В него были включены более 350 текстов, обнаруженные в архивах РФ и США. Они оформлены в соответствии с современной орфографией и дополнены комментариями. Здесь можно ознакомиться с авторскими работами святителя Иннокентия Московского:

  • «Автобиографической запиской», собственноручно записанным комментарием к статье в газете «Амур»;
  • «Запиской о детском воспитании»;
  • «Поучениями постникам или говельщикам»;
  • «Молитвой иерея».


Изучением биографии святителя и его документального наследия занимался И. Н. Корсунский (богослов, профессор Московской духовной академии, г. ж. 1849-1899). Итогом его трудов стала книга «Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский».

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Добавить комментарий