Истрия появления иконостаса в православном храме, структура и схема

Каждый элемент в священных местах несет значительную духовную и смысловую нагрузку. Особая важность придается алтарной комнате, олицетворяющей Божественную благодать и Царствие Небесное. Между нею и основным помещением в православном храме располагается иконостас, представляющий собой особую перегородку, состоящую из икон, собранных в определенной последовательности. Рассмотрим, как он произошел, как устроен и какая роль ему отведена.

История появления и развития

На древнегреческом языке иконостас означает алтарную перегородку, характеризующуюся более или менее сплошным строением. Она протягивается по направлению от северной к южной храмовой стене, тем самым отделяя алтарь от основного помещения. В составе иконостаса может быть от одного до семи рядов православных икон. Наиболее часто встречаются пятиярусные варианты.

Появился иконостас с целью ограждения комнаты с алтарем основного храмового помещения, своеобразного разделения между двумя началами — земным и священным божественным. История гласит, что самые первые своеобразные парапеты появились в далеком четвертом столетии.

Когда христианство получило легальный статус, в церковь стало приходить множество новых верующих, степень воцерковлевания которых оставалась недостаточно высокой. Именно поэтому в целях предотвратить вероятное непочтительное отношение было решено оградить жертвенник и престол путем установления специальной препятствующей перегородки.

Изначальные алтарные преграды по своему внешнему виду напоминали заборчики незначительной высоты или колонный ряд. В его верхней части нередко устанавливался брус поперечной формы, который назывался архитравом и был увенчан крестом. Поскольку такое ограждение было не очень высоким, роспись алтарных апсид не исчезала из поля зрения верующих. Во время чтения молитв они могли легко наблюдать за алтарной комнатой.

много икон

Позже крест заменили иконами. Первоначальное расположение икон выглядело приблизительно таким образом — в центре иконографическое изображение Праздника Благовещения Богородицы, по бокам — изображения Христа Спасителя и Божией Матери, а далее, по бокам от них — икона святого, почитаемого в местности расположения храма, и храмовая икона (посвященная празднику или святому, в честь которого данный храм был назван). Многоярусный иконостас классического вида впервые появился в Православной Русской Церкви.

Изначально эти сооружения представляли собой копию византийских образцов и состояли из двух или трех ярусов.

Согласно сохранившимся документальным сведениям, иконостас, насчитывавший четыре яруса, датируется первой половиной пятнадцатого столетия. Он был установлен в Успенском Соборе в городе Владимире, а его росписью занимались знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, возведенные в лик святых. К завершению пятнадцатого века иконостасы подобного вида и строения получили повсеместное распространение. Пятый ряд в иконостасе впервые возник во второй половине шестнадцатого столетия. С седьмого столетия количество ярусов увеличилось еще на два яруса.

Структура и схема классического иконостаса

Классический вариант храмового иконостаса является пятирядным. Рассмотрим, какие характерные особенности и значение имеет каждый из ярусов этого сооружения.

разные иконы

Нижний ряд

В самом низу размещается ряд, который называют «местный». Его основным символом являются Царские Врата, створки которых украшены изображениями Благовещения, а также четырех евангелистов. Существуют также варианты, на которых присутствует только Благовещение с изображениями Богоматери и Архангела Гавриила в полный рост. С правой стороны устанавливается храмовая икона, которая олицетворяет святого или религиозный праздник, в честь которого был освящен храм. А с левой — изображение в честь наиболее почитаемого местного святого. По левую сторону от двустворчатых врат — большая икона Божией Матери с младенцем на руках, а по правую — икона Христа Спасителя. Над Царскими Вратами часто размещается символ Святого Духа — белый голубь в сияющих лучах.

Второй ряд

Следующий ряд известен как деисусный. Другое название — чин. По сравнению с первым его структура более сложная, подразумевающая большее количество икон небольшого формата. Все его сюжеты посвящаются церковному молению Иисусу Христу. Центральное изображение — Спас в силах. С левой стороны располагается икона Заступница. Мария, изображенная в полный рост, держит в одной руке свиток, а взор ее направлен в левую сторону. С правой стороны — икона Иоанна Предтечи, крестившего Христа.

много икон

По левую и правую сторону от обеих икон многочисленные изображения пророков, главных Божьих угодников и архангелов.

Третий ряд

Ряд, третий по счету, принято называть праздничным или историческим. В нем представлены все самые главные и знаменательные события Евангельской истории. В разных храмах устройство третьего ряда может содержать различное количество иконописных произведений. Ведущей иконой здесь всегда является Рождество Пресвятой Богородицы. За ней, как правило, следуют:

  • Введение во Храм;
  • Рождество Христово;
  • Сретение;
  • Богоявление;
  • Преображение;
  • Вход в Иерусалим;
  • Распятие;
  • Воскресение;
  • Вознесение;
  • Сошествие Святого Духа;
  • Успение.

иконы в храме

Четвертый ряд

Следующий ярус православного иконостаса именуется пророческим. Строение посвящается Ветхому Завету. В центре знаменитая икона Оранта, которая изображает молящуюся Божию Матерь. Пречистая Дева с младенцем Христом на своем лоне в молитве поднимает руки к небесам.

Пятый ряд

Завершающим в классическом иконостасе, характерном для большинства православных храмов, является пятый ярус. Его называют праотеческим, поскольку он посвящается самым знаковым фигурам более давней эпохи — Адама, Евы, Авеля, Моисея и других. В каждом храме выбор праотцов произвольный. Центральный сюжет пятого ряда — Ветхозаветная Троица, которая олицетворяет совет Святой Троицы о самопожертвовании Бога ради искупления грехопадения человечества. В самом верху иконостаса размещается распятие.

Какие бывают в современных храмах и как расположен

В храмах наших дней строение иконостаса, наряду с прочими религиозными аспектами, подчиняется определенным традициям. Формирование последовательности икон, а также количества ярусов в большинстве случаев зависит от того, какими являются характерные особенности храмовой архитектуры в том или ином случае.


В священных сооружениях с низкими и плоскими потолками целесообразно делать иконостасы невысокие, с одним-двумя ярусами. Для концентрирования внимания верующих на красоте и величии росписи апсид в алтарях обустраивают иконостасы, которые состоят из трех ярусов. В прочих ситуациях сооружают классические иконостасы — то есть, пятирядные. В священных обителях на территории России и Украины встречаются шести- и семиярусные иконостасы. Иконы в этих двух верхних рядах посвящаются страстям.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Добавить комментарий